Цитата из статьи про город: В разбросанных среди лесных чащоб деревнях и сейчас можно обнаружить великолепные образцы народного творчества: небольшие храмы, часовни, украшенные чудной резьбой деревянные дома.


Про данный сайт

Данный сайт и фирма в г.Чухлома по строительству деревянных домов функционируют. Вы можете позвонить +7-495-984-67-99 или написать e-mail на адрес SRUB@CHUHLOMA.RU. Если же интересно почитать об истории одного из участников проекта (ниже), то и таких материалов на сайте много.

Про Израиль и машину

Введение

Если брать машину в аренду, то наиболее удобно в местной компании Eldan (что можно сделать сразу по прибытию в Израиль на русские права и кредитную карту из России), либо кар-шеринг (про него почитать тут).

Тема избитая и про машину из репатриантов не писал только ленивый. Тем не менее, я расскажу про свой опыт "как уложиться в бюджет 4000USD". Мне удалось купить в Израиле машину (включая расходы на год вперёд) дешевле, чем аналогичные расходы на машину в России.

Почему этот опыт уникальный? Хотя бы потому, что в Москве я отдавал около $200 в год на ТО и страховку, а в Израиле до $2000 уходит на аналогичные расходы в год, т.е. разница в 10 раз. С этой разницей поделать ничего нельзя. Но можно экономить на стоимости самой машины, хотя если рваться за "модной" машиной, то будет дороже, чем в России. Но "не модная" может оказаться раза в два дешевле, чем аналогичная в России. Об этом статья.

Как вы уже догадались, речь пойдёт о старых машинах. Поэтому и о сервисах тоже. В Израиле проблема с сервисами (они преимущественно не профессиональные, медленные и очень дорогие и во многих отказываются делать ремонт сложнее замены масла, т.к. не умеют, либо могут разводить на деньги).

Про мой опыт машин. Начинал с 12 лет, ремонтия в гараже старый Жигули родителей (иногда ездил на нём по просёлочным дорогам). С 18 лет каждый день своя "копейка", которую часто ремонтировал сам (хотя двигатель не перебирал, а ограничивался заменой колодок и другим мелким ремонтом, а иногда необходимым на дороге, чтобы ехать дальше). Потом владел Volvo (одна 460ая выпуска 94 года, а другая 245ая выпуска 1987). Далее двумя новыми машиными: Nissan Patrol 2007 и Suzuki SX4. Потом, когда частный бизнес в России начал накрываться и кризис и т.д., вынужден был Suzuki поменять на Skoda Octavia Tour 1.4 выпуска 2007 года. Перед отъездом на ПМЖ в Израиль продал Skoda за 4000USD и задача стояла за аналогичные деньги купить что-либо похожее в Израиле. Настроен был на VW Golf.

Что купил

Написано вначале 2018 года, т.е. информация актуальна для этого года. Сам поиск машины для покупки предложил бы осуществлять на yad2 или русско-язычный аналог.

Приехав в Израиль (начало Сентября 2017), почти сразу купил недорогую машину (за 6500 шекелей, что, примерно, 2 тысячи долларов): VW Passat выпуска 1999 с пробегом 127 тысяч км МКПП в богатой комплектации (климат-контроль, который работал). Новой данная машина в 1999 стоила 110 тысяч шекелей. Замечу, что, до покупки, из Москвы с собой привёз прибор для измерения толщины краски (толщиномер) и, благодаря этому прибору, осматривая многие старые машины, отметал все аварийные (более двух крашенных деталей кузова), даже не особо их рассматривая, что упростило выбор. Мне знакомые говорили, что за цену меньше 20 тысяч шекелей машина ездить не может, но повезло (или выбирал хорошо): ежду каждый день на работу (45км в одну сторону) и уже проехал более 20 тысяч км за 6 месяцев (скоро третья замена масла) без каких-либо существенных поломок (машина ни разу не встала на дороге).

Уже после покупки понял причины продажи предыдущим владельцем:
(1) Через полтора года машине исполнится 20 лет и, в результате, придётся проходить техосмотр каждые пол года и содержать машину станет нецелесообразным (т.е. хозяин продавал лишнюю машину пока ещё есть запас до этого срока). Проблема даже не в частоте тех-осмотра (раз в год или каждые пол года после 20 лет машине), а в его дотошности: если до 20 лет проверяют основное (тормоза, внешний осмотр подвески, руль, выхлоп, и куча внешних моментов таких как отсутствие подтёков масла), то после 20 лет данный список расширяется в несколько раз (требуется помимо внешнего осмотра проводить детальный всего и вся). Любопытно, что, несмотря на то, что моя машина зарегистрирована в конце 98 года, мне удалось в конце 2018 получить ТО на год вперёд, т.е. получается, что более 20 лет по году (до конца 2019) и только начиная с 22го каждые пол года (т.е. машине исполнится 20 лет через неделю, а ближайший год ещё не надо ТО проходить, т.к. только что прошёл пока ещё не было 20 лет).
(2) У хозяина сдали нервы, т.к. он ждал, что машина сломается и встанет в дороге (а он репатриировавший 18 лет назад Англичанин и ему это психологически страшно, т.е. на жигулях или 20 летней Вольво с пробегом в 400 тысяч км, где нормальной было иногда встать, он не ездил). Т.е. он продал свою любимую машину при первых признаках, что скоро понадобится какой-то ремонт (а может не смог открутить сливную пробку при замене масла и решил, что раз он редко ездит и машина киснен, то надо продавать).
(3) Для старых машин стоимость страховки и стоимость ежегодного налога (который при техосмотре) возврастает и, видимо, старого хозяина такие расходы начали напрягать (с меня взяли 3500 шекелей за базовую плюс минимальную страховку, т.е. обязательная плюс ответственность перед 3-ими лицами, и 1400 налог годовой, когда проходил тех-осмотр в Декабре, но ещё и 1500 шекелей на сервисе за подготовку к прохождению ежегодного ТО о чём подробнее ниже - это для двигателя 1.8 атмосферник 123 лошадей, а чем больше лошадей, тем выше налог).
(4) Скорей всего, на сервисе навешали лапши на уши хозяину, что у него скоро двигатель выйдет из строя. В Израиле в большинстве сервисов двигатели не ремонтируют, а меняют (и иногда причиной замены может быть неправильная диагностика неисправности).

Позже много раз сам себя хвалил, что купил такую дешёвую машину, т.к. не жалко было потратить ещё 12950 NIS на всё, что нужно для того, чтобы можно было в течение года пользоваться машиной (т.к. если бы потратил сразу 12 тысяч шекелей вместо 6,5 на более дорогую машину, то труднее было бы найти деньги на ремонт и страховку и налог, которые были бы нужны и, возможно, даже больше стоили бы, а так в запланированную сумму покупки порядка 15 тысяч уложился со всеми тратами на пол года вперёд).

Так что, проблема, что машина в Израиле сверх дорого, решаема (продав в Москве старую шкоду Октавиа 1.4Tour выпуска 2007 года за 4 тысячи долларов, которая была слабой комплектации и без кондиционера и с пробегом 200 тысяч и двигатель подзадушен, после этого за схожие деньги получил машину лучше и свежее по состоянию без технических проблем и которая ещё не подвергалась ремонту, хотя и старее на 8 лет).

В принципе, мне повезло: в Израиле, в отличие от России, иногда избавляются от старых вещей за бесценок не потому, что они плохие, а потому, что человек решил, что надо обновить. У предыдущего хозяина моей машины уже две другие новые и этой он пользоваться почти перестал, но она не стояла, т.е. хотя бы раз в неделю он продолжал на ней ездить. Об этом косвенно свидетельствовала замена АКБ незадолго до продажи (видимо не смог завести и поменял, а в более существенный ремонт вкладываться у него не было времени и желания). Т.е. один раз не смог завести, пришлось ехать в сервис для замены АКБ, и после этого решил, сразу как загудел подшипник ступицы колеса, что пора продавать.

Ещё подкупало, что у машины был один хозяин до меня и к машине прилагалась пачка квитанций обо всех ремонтах (увесистая папка), т.е. всю историю хозяин сохранил. Среди опытных любителей ретро машин наличие исторических документов всегда ценится, а ещё это говорит о педантичности и аккуратности владельца.

До покупки посмотрел много японских машин (Toyota Corolla, Honda, т.д.). Но все они были с пробегом более 200 тысяч и какими-либо проблемами (горит лампочка ABS или катализатор надо менять и т.д.). Думал о старом Volvo (т.к. люблю их) или о Citroen (т.к. дешевле стоят), но, на своё счастье, даже не смотрел их: т.к. Citroen нельзя покупать старым (ломается сильно много и слишком дорого), а Volvo не популярны (сложно найти запчасти и кто умеет их ремонтировать и дороже ремонт). Проблема интересующих меня Volvo в том, что АКПП, как и большинство машин в Израиле, а VW Passat нашёл на МКПП, что для старой машины большой плюс. Второй плюс комплектации, что двигатель 1.8 (один из простых и наиболее надёжных и долговечных) и без турбины (которая на большинстве машин является второй по ломучести и дороговизне ремонта штукой после АКПП). На VW, как и на Volvo, ремонт (стоимость запчастей) дороже процентов на 30, чем на тех же французов (Renualt или Citroen), но VW тех годов очень живучая машина и ниже попробую доказать, что ремонт купленной мной машины дешевле, чем обычно тратят в Израиле на старую машину менее живучей марки.

Фактические расходы

Надо заметить, что расходы на содержание машины, действительно, зашкаливают:

  • 1. 3500 шекелей за обязательную страховку, включая страховку перед третьими лицами (ущерб кому-то) и включая 250 шекелей за возможные услуги эвакуатора (прошло уже более полу года и пока ещё не пользовался). Сразу замечу, что купить машину просто (пошёл на почту и оформил), а купить страховку сложно: нельзя ехать (уголовное наказание) если нет страховки, но без израильской кредитной карты нельзя её купить по телефону, т.е. надо где-то припарковать машину и ехать в страховую (либо, т.к. заранее об этом знал, мне сразу после покупки машины знакомый местный купил по телефону страховку, используя свою карту кредитную, а я позже ему наличными компенсировал стоимость; вероятно, можно было бы и на мою русскую VISA карту купить, но тогда надо было бы заранее найти и познакомиться с англоговорящим или русско-говорящим страховым агентом).
  • 2. Порядка 800 шекелей после покупки на замену масла с одновременной заменой подшипника переднего колеса (ступичного, правого). Здесь отдельно замечу, как искал первый сервис (он же оказался единственным нормальным куда и сейчас езжу): часа три рылся на форумах и нашёл англоязычный форум в Интернет, где обсуждалось, что вот адрес небольшого частного сервиса, где нормально ремонтируют старые машины, и не очень дорого, хотя обсуждающих смущало, что механики русские, но говорилось, что, несмотря на это, нареканий нет и делают всё хорошо уже который год - меня позабавило отношению к русским, но я понял, что надо ехать в этот сервис, и это оказался маленький сервис в южной части Иерусалима (рядом с районом Талпийот), где из трёх постоянных работников сервиса два русско-говорящие, что сильно облегчило мне жизнь. Позже, сравнивая с другими сервисами, пришёл к выводу, что лучше сервис не найду, и об этом ниже. Основной плюс данного сервиса, помимо того что русско-говорящие и опытные работники, что их всего три человека и отношения строятся, как если бы работал с опытным механников напрямую, т.е. нет эффекта: "этот ремонтировал, но ему до лампочки, а тот втюхивает, и никто ни за что не отвечает, а платить деньги красивой девушке за красивые глаза без возможности торга", что может быть в других покрупнее сервисах.
  • 3. Через пару недель эксплуатации машины, ещё порядка 700 шекелей незначительный ремонт (вытекла охлаждающая жидкость, но был в центре города и, залив воду, которая на глазах вытекала, доехал за 10 минут до описанного выше сервиса). В сервисе поменяли лопнувший резиновый шланг и тройничок некоторый, который от перегрева погнулся, обещая мне проблемы с двигателем. Пытались развести меня ещё на 300 шекелей за дополнительную диагностику двигателя после перегрева (и они исренне считали, что такая диагностика нужна), но, под предлогом, что вечер и за сегодня они сделать такую диагностику не успевают, а машине мне нужна, благополучно уехал от них без неё.
    Проблем с двигателем нет, т.к. машина старая, крепкая, и, скорее, основная причина, что двигатель при перегреве глох раньше критических температур (да и пар не шёл от него и ехать я не пытался до последнего), т.е. по косвенным признакам я видел, что критического перегрева не было.
    Этот двигатель отказывался заводиться обратно пока чуть не остынет и в силу конструкции и он и связанные с ним системы достаточно живучие.
    Для примера, позже, когда общался с владельцем чуть менее старой шкоды (местный пожарный у которого зарплаты на более дорогую машину не хватит), а именно "румстер" выпуска где-то 2007 года, он рассказывал мне, что потратил 5000 шекелей на замену двигателя после аналогичной истории с перегревом. Он ругал отсутствие указателя температура в своей машине (что не виден момент перегрева) и свою жену, которая, наплевав на отсутствие жидкости в системе охлаждения, может продолжать ехать пока пожар не начнётся :)
  • 4. 1400 шекелей налог годовой (через три месяца после покупки когда подошёл срок проходить тех-осмотр, т.е. рекомендую не покупать машину у которой менее нескольких месяцев до завершения годового тех.осмотра, чтобы не платить сразу и чтобы к моменту прохождения тех.осмотра знать куда смотреть и что поправлять перед тех.осмотром, который достаточно строгий).
  • 5. Около 1500 за подготовку машины к техосмотру и услуги его прохождения без меня (полировка фар, вытерли подтёки масла снизу двигателя, т.к. с каплями масла пройти тех.осмотр нельзя, поменяли порванный чехол шруса, поменяли задние колодки тормозные). Без колодок в этом же сервисе аналогичные услуги стоят 1150. Минимальная стоимость данной услуги 500, но если машина новая, а для 20-летней хорошо если как в моём случае за 1000-1500 проходит. Идти самому смысла нет на старой машине, т.е. платить сервису, который рядом с пунктом ТО, а следовательно умеет уговорить их закрыть глаза на какие-то мелочи уровня визуального осмотра (т.е. на вопросы уровня CO, т.е. выхлоп, закрыть глаза невозможно).
  • 6. Отдал 500 за замену масла (проехав перед этим 15 тысяч на синтетическом, которое заливал до этого, и в этот раз залили подешевле полусинтетику 10w40). Так бы, конечно, надо каждые 10 тысяч км на этой машине менять.
  • 7. Отдал 2900 за замену диска сцепления и одновременно замену прокладки клапанной крышки двигателя, которая была причиной медленной течи масла, и, заодно, свечи поменял (сама прокладка стоила 180 и работы по её замене порядка 100, а диск сцепления 1000 и его замена 1000, но ещё НДС и свечи по 35 за штуку, т.е. всего 2900). Стандартная схема торга на приёмке авто после ремонта: просить без чека и без накладной со скидкой порядка 10% от обозначенной окончательной цены.
  • 8. Отдал 50 шекелей за ремонт электрики (почистили реле поворотников). Вообще, в Израиле меньше чем за 100 шекелей с тобой даже говорить на сервисе не будут, но из уважения к моим авто-познаниям (я указал электрику где и что и как надо чинить, хотя он пытался со мной спорить, что это не может быть причиной неисправности), он решил не брать с меня денег за проделанный ремонт (минут 30 он возился с машиной, не больше), т.е. взял символически. Об этом ниже.
  • 9. Отдал 1650 шекелей за ремонт кондиционера (замена компрессора) с одновременной заменой приводных ремней агрегатов (но, как выяснилось позже, у этой машины три ремня приводных агрегатов, и меняли мне только два коротких, а длинный остался старым).


    Итого: 11300+1650+6500=19450NIS за уже 23500км и из них 13100NIS непосредственно на машину (остальное страховка и налог).

  • 10. Дописываю позже (ещё через 16000км). Уже проехав на машине около 40 тысяч км, на сервисе (в рамках замены масла) мне бесплатно померили компрессию. На холодную компрессии в одном из цилиндров нет вообще (около 2х). Однако, если обороты выше 1500, то звук нормализуется и машина тянет на 4/5 от ожидаемого (и так было всегда). Объяснил сервисменам, что разбирать двигатель рано, а надо спокойно ездить пока ездит (тем более, масла не ест, расход нормальный, звук хороший и троит только на холостых если на холодную, и тянет в любую горку и до любых скоростей хорошо, т.е. залегает клапан на холодную или лопнуло компрессионное кольцо поршневое или ещё что-то такое, примерно, как по этой ссылке, что не заметно на скорости). Подробнее про данный 125л.с. мотор ещё по этой ссылке и по этой человек аналогично меняет ГРМ ближе к 200 тысячам (у меня сейчас 165 и один раз его уже меняли). Тем более, заводился двигатель всегда плохо, но чихнёт разочек, дашь ему оборотов и пошёл чисто работать. Будем наблюдать.. На сервисе сказали, что менять масло смысла нет, т.к. до следующего ТО может и не доездит, а я возразил, что уже 40 тысяч в таком режиме езжу и ещё год, если повезёт, проеду. На практике, конечно, не надо тянуть до последнего, а надо через 10 т.км., когда будет 175 т.км., поменять ГРМ и заодно залезть внутрь двигателя узнать что там. Машина достаточно хорошая, чтобы вложить ещё тысяч 7 шекелей в неё (уже проехав 50 тысяч на ней к этому моменту), т.е. буду искать специалистов по движкам VW в Израиле. Обратился за помощью на форум сайта автомобилистов Израиля, создав там новую тему, и мне сообщили телефон такого специалиста (но ехать придётся почти в Хайфу и комментарий был, что там, возможно, единственный специалист, который достаточно глубоко разбирается в машинах ВАГ, включая их двигатели и электрику). С данным специалистом созвонился и веду переговоры (на иврите и в чате WhatsApp на английском), позже допишу о результате. Дописываю:

    Продолжая моё сообщение выше, где жаловался на низкую компрессию VW passat 1999 двигатель 1.8 без турбины (125л.с. который 20v).

    Был у Хусама пару дней назад (на бесплатной диагностике). Предположительно, сам двигатель (включая внутренности) целый, но два центральных цилиндра стравливают компрессию через прогоревшую прокладку (прокладка головы двигателя).
    Хусам это проверял через свечные отверстия, выставляя каждый из цилиндров по очереди в какое-то положение и дуя туда воздухом.
    Т.ч. буду чинить силами Хусама (это не так дорого, как капиталка двигателя, а просто разобрать морду машины и снять голову двигателя и прокладку поменять, может ещё что-то сопутствующее.. заодно, поменять ГРМ с роликами и водяной насос). При мне Хусам прочитал электронные коды ошибок от engine, были
    -- Engine Coolant Temperature Sensor 1: Circuit Range/Performance
    -- Mixture Adaptation
    -- 02 Sensor Circ.,Bank1-Sensor1: No Activity Detected
    -- Camshaft Adjustment 1


    и, как минимум, две из данных 4 ошибок (а именно "качество смеси" и "датчик распредвала") могут быть связаны с неровной работой двигателя (т.е. должны уйти после ремонта двигателя). Сбросили данные ошибки, завели, дали поработать, прочитали снова и ошибок нет (т.е. сразу они не появляются).

    Ошибка выхлопа тоже должна пройти, тем более там какая-то деталюшка треснутая в районе двигателя на выхлопе и может подсасывать, и её тоже на замену (детальнее, про эту ошибку "02 Sensor" пишут "Code P0134 is triggered when your vehicle's O2 sensor (bank 1, sensor 1) is malfunctioning. The Power Control Module (PCM) detects that the Oxygen (O2) sensor is at a standstill and is not accurately reading the amount of oxygen in the exhaust").

    Ошибка датчика температуры, видимо, осталась с тех пор, как охлаждающая у меня вытекала.

    В общем, всё выглядит не страшно и по всем признакам машину надо чинить и радоваться дальше тому как она ездит.

    Дописываю позже, т.е. через недельку-две относительно верхней части сообщения до этой фразы (и после того, как произвели необходимые работы 22-24 Октября). Под замену:
    1. Прокладка ГБЦ двигателя производителя elring (т.к. старая была порвана между 2ым и 3им цилиндрами).
    2. Заодно прокладка клапанной крышки под замену.
    3. Все ремни (ГРМ, приводные), включая ролики ГРМ, и заодно натяжитель ГРМ. Полный kit был на замену всего.
    4. Какая-то деталька натяжителя цепи (т.е. есть и цепь в этом двигателе тоже, но маленькая межвальная, и какую-то детальку мастер сам заметил и поменял).
    5. Прокладки (круглые) свечных каналов.
    6. Водяной насос, включая его прокладки. - менял для профилактики, т.к. если выходит из строя, то чтобы к нему добраться так же надо морду машины разбирать, как для ГРМ или двигателя.
    7. Термостат (точнее его клапан).
    8. Деталька выхлопных газов (там одна трубочка рядом с двигателем была лопнувшая).
    9. Деталька за которую дёргаешь когда капот открываешь (мастер сам сломал и сам починил).


    - итого 4600 шакалов (договаривались на 4250, но за доп детали на 4600 передоговорились по ходу). Для понимания цены: замена двигателя на БУ с этой машиной стоило бы около 9000 шакалов, а к этому ещё 1000 прибавить на ГРМ, и уже 10000 шакалов, и проблема даже не в этом, а что хороших двигателей на B5 этого года уже просто не существует. Это у меня раритет такой с пробегом сейчс 167 тысяч где всё ещё свеженькое.

    Мастером доволен. Он как-то с любовью к машинам всё делает, что нет никаких сомнений, что сделал всё хорошо.

    Мастер говорит компрессия полностью восстановилась и электронных ошибок тоже нет.

    Машиной тоже доволен. Стала как новая работать. На 6ой трассе 180км/ч без проблем разогнался, а больше просто не дали (поток был впереди), а так максималка где-то 190 и 195 с этим двигателем (а раньше больше 160 не разгонялась). Ну и просто заводишь теперь и сразу всё ровно работает (никаких троений больше нет).

    Ремень ГРМ, со слов мастера, теперь менять через 100 тысяч км или через 5 лет (что раньше).

    К слову туда (в "Бака ал Гарбия") ходит 620ый автобус из Тель-Авива прямо по 6ому шоссе быстро (из Рамат-Гана стартует от остановки рядом с Beilinson Hospital) раз в час и за машиной сам добрался на этом автобусе и довезли на этом автобусе меня прямо до сервиса (только надо было махать рукой автобусу, чтобы остановился и подобрал меня, т.к. мало кто туда едет и он проехал бы мимо остановки, если бы я ему под колёса не бросался, а ходит он раз в час и ждать долго пришлось бы следующего).

    Подробнее про сервисы

    Замена масла - это уже проблема

    Первый опыт. Приехал на сервис, который нашёл через Интернет, где два из 3х работников выходцы из России (выше уже говорил, как его нашёл). Просьба: поменяйте масло.

    Не могут открутить сливную гайку. Я наблюдаю за этим процессом. Делают всё очень медленно, много отвлекаясь (как мне тогда казалось, а сейчас я их считаю нормальным быстрым сервисом, т.к. другие хуже): час я ждал пока покурят, потом час дёргали гайку, потом 30 минут совещались. Результат совещания: нужен мощный газовый ключ или подвариться к гайке (нужна сварка и сделать рычаг) или снимать поддон (высверливать). Боялись слишком сильно дёргать, чтобы не свернуть поддон. Я предложил действовать по варианту сварки, но в сервисе нет сварки: более 90% ремонта, который они делают, замена частей целиком со старых на новые на машинах возрастом менее 10-15 лет и сварка почти никогда не нужна. Они обратились за помощью в соседний сервис, чтобы одолжить там сварку. Однако, это процесс ещё часа на два. В общем, в какой-то момент, им самим надоело мучиться, тем более, что на моих глазах (и чтобы ещё минут 40 не ждать пока принесут сварку), а кто-то из механиков с соседнего сервиса таки принёс хороший газовый ключ, который позволял крепко взять данную гайку, после чего она открутилась как миленькая.
    Для сравнения, в любом сервисе в Москве мне бы за 30 минут такую проблему решили, т.к. все машины старые и навыки откручивания и выпиливания старых гаек есть у всех. Здесь это умеют делать только в отдельных сервисах и не очень охотно.
    Объясняю, что происходит, если не контролируешь такой процесс. Там же у них стоял частично разобранный Citroen. Спросил, что с ним стало. Ответ был, что нужно менять целиком блок предохранителей, т.к. старый треснул и ещё какие-то проблемы, а стоит это более 3000 NIS, и хозяйка отказась от ремонта, решив сдать машину в утиль. Теперь моё предположение: в процессе попытки ремонта что-то сломалось, и стоимость ремонта с 500 предполагаемых шекелей выросла до более 3000 тысяч, и хозяйка после споров с ними сказали "выкидываем машину и платите мне остаток пару тысяч шекелей и расходимся".

    Что приятно, лишних денег не просили и за замену масла взяли по тарифу, как если бы гайка открутилась сразу. Новую гайку нашли легко и стоит дёшево.


    Заодно вместе с заменой масла попросил поменять датчик температуры, чтобы показывал. А то он хандрил: то работал, то нет. Поменяли (не дорого).

    Замена подшипника ступицы легко

    Приехал в следующий раз на этот же сервис. Быстро и легко поменяли подшипник ступицы переднего колеса (стоило суммарно около 500 шекелей). Запчасти все сервис находил сам и привозили их быстро (в этот же день). Комментарий механика был, что он уже очень давно не видел у себя старых машин модели Passat (тогда как на Golf некоторые постояльцы к ним ездят). Но, вместе с тем, было видно, что ему интересно ремонтировать данную машину, т.к. он знаком с VW и конструктивно машина ремонтопригодна. Просто к ним на сервис чаще ездят на всяких Citroen и других менее старых машинах, но ремонтировать их иной раз ещё сложнее.

    Позже именно на этом колесе менял перед ТО фартук шруса, т.е., может быть, слегка порвали его во время замены подшипника (снимали суппорт, который висел на шлангах тормозных рядом, и могли задеть фартук шрусса), но во время ремонта это замечено не было.

    Вытекла охлаждающая жидкость

    Дело было в четверг вечером в центре Иерусалима. После пробки что-то пошло не так. Появился лишний звук. Доехав до точки назначения, загрушил машину и обнаружил, что обратно завести уже не могу. Хорошо, что на парковке. Открыл капот, стал смотреть в чём дело.

    Позже я уже узнал, что в Израиле запрещено самому ремонтировать машину. Но тогда я этого не знал, поэтому, увидев, что вытекла охлаждающая жидность, залил воду. Стоят в тупике на парковке, где мало кто ездит, но проезжающие спрашивали: "всё ли Ок" (на что ответ был: "да, всё нормально, или на Иврите "Околь Беседер"").

    Уже думал, что придётся вызывать эвакуатор, но машина, остыв, завелась. Позвонил в данный свой сервис и попросил меня подождать (время 17:00, а в это время сервис уже обычно закрывается). В пятницу и субботу сервис не работает, но я попросил их взять машину с четверга вечера, чтобы в воскресенье приступить к ремонту (т.к. у самого на воскресенье утром были дела). Доехал и оставил им машину. Они меня сразу пытались убедить, что двигатель придётся ремонтировать или менять, на что я им объяснил, что признаков перегрева не было и, скорей всего, не понадобится. У меня уже не первая машина и даже современный Nissan Patrol, когда рвался ремень и 500м ехал до перегрева и даже пар пошёл, нормально это пережил, т.к. вовремя понял в чём дело и больше его заводить и ехать не пробовал, т.е. любой двигатель, даже капризный на перегрев, как правило, не выходит из строя, если ехать менее 5-15 минут, вовремя выключая до критического перегрева, но объяснять это механиками, которые привыкли, что в Израиле едут до последнего, пока последняя капля не выкипит из радиатора, т.к. просто не сразу заметят, бесполезно. Они просто ещё не сталкивались с такими случаями, чтобы после вытекания или закипания не понадобилась замена двигателя. На этом споре и расстались.

    В воскресенье приехал часам к 12 на сервис. Заниматься моей машиной они ещё даже не начали. Это дело обычное, что в Израиле работа может подождать. Для примера, ранее упомянутый пожарный, которому в аналогичной ситуации меняли двигатель, жаловался мне, что двигатель ему меняли неделю, т.к. это Израиль (его слова), хотя по факту работы на день-два. Но раз я приехал, то через минут 40 начали заниматься моей машиной. Без проблем нашли причину утечки (слетел шланг). Нашли запчасть и где-то через час привезли шланг и заодно тройничок, который от перегрева погнулся. При этом, мои предложения подрезать старый шланг были категорически отвергнуты, т.к. это Израиль, а не Россия, и они должны ставить новые качественные запчасти, а не кустарщиной заниматься, с чем я согласен.

    Всё собрали. Заработало. Стали уговаривать меня за 200-300 шекелей провести диагностику двигателя, но дело было к вечеру и я отказался оставлять им машину. Да и не хотел я на самом деле никакой диагностики, т.к. был уверен, что всё Ок. Меня отпустили со словами, чтобы регулярно проверял уровень жидкости охлаждающей.

    Тех осмотр

    Позже в другом сервисе, который рядом с работой, договорился о прохождение тех-осмотра. Оставил им машину утром, а после обеда забрал. Перед тех-осмотром мне поменяли задние колодки, поменяли фартук шрусса, полировали фары и удалили подтёки масла, которые были снизу двигателя. Никаких проблем с прохождением тех-осмотра, кроме того, что суммарно дорого стоило, не было. Поменяли мне номерные знаки (за мой счёт), т.к. мои были уже затёртые. На тех-осмотре внимательно смотрят то, что должны смотреть (освещение и все лампочки, подвеска, тормоза, выхлоп, отсутствие подтёков масла, т.д.), но не придираются к внешнему виду машины или если что-то дополнительное, а-ля стеклоподъёмник задней двери, не работает.

    Замена сцепления

    На пробеге около 140 тысяч км подошло время менять сцепление. Проявилось это, как пробуксовка в горку после пробки. Хорошо, что в конце пробки и в конце горки, т.е. дальше ехал с горки и, остыв, оно продолжило работать. Даже ещё дня два отъездил на работу на нём, после чего отдал в ремонт в данный "хороший сервис" в Иерусалиме. Вначале думал отдать в ремонт рядом с работой, но выяснилось, что просто диск сцепления в Израиле стоит 1200 шекелей, тогда как в моём любимом сервисе в Иерусалиме его нашли за 1000 шекелей. Ещё смущало, что оба сервиса обещали, что обязательно понадобится проточка и ещё какие-то дополнительные работы, поэтому ехать надо было в тот где уже известно, что лишнего делать не будут. Проточка не понадобилась и без особых проблем поменяли диск сцепления вместе с выжимным подшипником, а заодно прокладку клапанной крышки двигателя (не путайте её с прокладкой блока цилиндров двигателя), т.к. течь масла из под неё сверху двигателя была. Заодно и свечи накаливания поменяли. Суммарно 2900 шекелей. Надо заметить, что уже на заклёпках ездил, т.е. диск был изношен полностью, и если бы не проявил бдительность (быстро и аккуратно доехал до сервиса после первых признаков пробуксовки), то вполне мог попасть и на проточку.

    Мелкий ремонт электрики

    Перестали работать поворотники. Заехал в сервис рядом с работой, где проходил тех.осмотр, но они отказались за это браться, т.к. не занимаются электрикой. Отправили в соседний сервис. Выслушав в соседнем сервисе какую-то "пургу" про то, что им надо будет разбирать пол машины, чтобы найти в чём дело, я им объяснил и наглядно показал, где находится реле-прерыватель, попросив вначале разобрать и почистить (либо заменить) его, а потом уже, если ещё будет нужно, разбирать пол машины. Со мной пытались спорить, что никогда ещё не видели, чтобы причиной данной неисправности было данное реле (которое у моей машины в одном блоке с кнопкой аварийки). Мне некогда было спорить, поэтому оставил машину и ушёл на работу. В обед пришёл посмотреть. Выяснилось, что машина готова, а за ремонт с меня взяли удивительно мало: 50 шекелей. Предполагаю, что они попрыскали на это реле какой-то жидкостью для очистки, а ремонт не понадобился (а сам его дома разобрать не мог, т.к. не было подходящих отвёрток, но на сервисе я им показывал какие винты надо откручивать, чтобы добраться туда).

    Ремонт кондиционера

    На ходу, при включение, лопнул ремень привода компрессора. К счастью, ремень отдельный и ехать можно, но машина без кондиционера в машине за машину не считается. Доехал до сервиса. В этот раз уже почти казалось, что удача отвернулась: компрессор заклинило и надо его менять или ремонтировать. Но повезло и в этот раз: если ремонт стоит от 1200 шекелей, то, обзвонив всю страну (как мне сказали на сервисе в Иерусалиме), нашли аналогичный БУ компрессор от Audi всего за 700 шекелей (а новый от нескольких тысяч стоит). Его и поставили, заодно заменив все резиновые ремни привода агрегатов (а старые положил в запаску), и суммарно ремонт обошёлся в 1650 шекелей. Единственная претензия к подшипнику шкива обновленного компрессора: шелестит. Обсудив этот вопрос на сервисе, пришли к выводу, что надо поездить так (на ходу почти не слышно шелеста подшипника), т.к. может быть и разработается после того, как долго лежал где-то на складе. А если понадобится менять данный подшипник шкива компрессора кондиционера, то ещё около 400 шекелей нужно будет.

    По времени данный ремонт кондиционера занял два дня, т.к. компрессор на замену пришёл только к вечеру первого дня ремонта.

    Эвакуатор и остановка на скоростной трассе

    Через пару тысяч км после написания данной заметки, машина встала в туннеле на 1ой трассе из-за перегрева (вытекла жидкость охлаждающая). Удалось накатом доехать до кармана безопасности в туннеле, где и остановились. Через несколько минут остановилась и машина технической службы и машина полиции. Полиции объяснили ситуацию, показали бумагу из страховой компании с номером бесплатного эвакуатора, который и вызвала полиция, велев его ждать два часа.

    На вопрос можно ли здесь оставить машину до прибытия эвакуатора, чтобы добраться до дома с детьми на другой машине, ответ полиции был, что да, но обязательно оставьте ключ в зажигание. После этого полиция уехала и оставила нас разбираться самим, дав инструкцию находиться в безопасном месте (т.е. как я понимаю, из туннеля пешком не уходить и на обочине с краю, либо в машине). Это мы и сделали: кто-то из друзей подъехал и остановился сзади на другой машине, куда всё перегрузили, и на ней добрались до дому, а по звонку эвакуаторщика, что случилось в течение обещанных двух часов (и он минут за 20 до приезда позвонил, чтобы уточнить ещё раз где стоит машина), вернулись обратно к машине.

    Правила требуют в таких случаях не выходить водителю из машины без жёлтого жилета, а пассажирам требуется находиться в машине или за пределами дороги (на обочине) в безопасном месте. Сзади машины требуется выставлять аварийный знак, но мы этого не делали, т.к. машина в кармане стояла безопасно (впрочем включали аварийку и открывал крышку багажника, т.к. при открытом багажнике в этой машине видно аварийный знак).

    Поняв, что вытекла жидкость охлаждающая (паред этим проверил наличие ремня ГРМ на месте и других ремней приводных), залил 4 литра воды (в багажнике всегда вожу порядка 10л воды на всякий случай, т.к. помимо описанной ситуации, вода может пригодиться в самых разных ситуациях, например, ополоснуться после купания в дикой зоне мёртвого моря, где нет душа, или в случае поломки в пустыне, где ждать эвакуатора можно и 5 часов, вода понадобиться для выживания эти 5 часов на жаре, хотя, говорят, в таких случаях, если нет воды или иная надобность, например, место не безопасное, можно и нужно вызывать полицию и воду привезут). По приезду эвакуатора машину завёл и, по просьбе эвакуаторщика, вывез из туннеля, после чего съехал с шоссе на второстепенную дорогу, где уже и погрузили на эвакуатор (сама заехала, хотя видно было, что скоро перегреется).

    Эвакуаторщик сказал, что ехать с ним нет необходимости. Машину он довезёт до сервиса сам и выгрузит рядом, спрятав ключ от машины в обозначенном месте снаружи машины.

    На следующий день утром мне из сервиса сообщили, что машину найти не могут. Эвакуаторщик на телефон не отвечает. Я попросил поискать машину. Механик из сервиса прошёлся по улице, где находится его сервис, и в 500м от сервиса вначале данной улицы машину углядел.

    Оказалось, что просто лопнул какой-то резиновый шланг. Т.е. ремонт незначительный.

    Любопытно, что никаких бумаг подписывать не надо было, т.е. выглядело достаточно феерично: погрузил машину в незнакомый эвакуатор (никакие документы ему не нужны были, т.е. документы на машину и страховку у меня остались) и он уехал. Следует добавить, что эвакуаторщик говорил только на Иврите и пригодилась помощь друга, который нас выручал в туннеле (рядом с домом дело было), т.к. он же на Иврите объяснил что к чему.

    На работе мне пояснили, что формально эвакуаторщик не имеет права так делать (возить машину без владельца и, тем более, выгружать её где-то, не передавая ключи в руки кому-то на сервис), но, в частном порядке (уже по факту прибытия эвакуатора), часто эвакуаторщик может согласиться на такое.

    Заключение

    Много раз радовался, что от старого Volvo или японских марок, отказался в пользу данного VW passat, т.к. много запчастей (всё находилось легко и быстро даже на столь старую машину).
    Да и эвакуаторщик мне говорил, чтобы я не продавал эту машину, т.к. на МКПП и хорошая и скоро будет ценность представлять, как редкая.

    Одной машины в Израиле нам в семье вполне хватает. Сын в 13 лет научился ездить по всему Израилю на автобусах и поездах (раза в полтора дольше, чем на машине, а в остальном удобно). Транспорта достаточно много и ходит регулярно (хотя и не чётко), но машина нужна, например, в пятницу вечером и в субботу, когда другого транспорта просто нет.

    Обязательно стоит ещё упомянуть, что данный незамысловатый седан вполня сошёл за небольшой грузовик. Уже договорился на завтра везти большой обеденный стол и стулья (бесплатно отдают), а потом ещё какую-то мебель, но непонятно как везти. Купил за 540 шекелей багажник на крышу в магазине ACE (формально вес 75кг держит, но, на практике, шкаф весом более 100кг возил).

    Позже, вместо второй или более новой машины, решил купить себе новый мотоцикл, но это тема отдельной статьи. Перед покупкой мотоцикла смотрел какую машину можно купить за 20 тысяч шекелей и пришёл к выводу, что даже если машина на 10 лет новее моей (скажем 2009-2013 г.в., а не 1999 модельный с фактическим конец 98, как моя), то лучше она не будет. Может быть даже дороже будет (ежедневная обслуга), т.к. более дорогие запчасти и работы и больше чему ломаться. А для возможности оставить машину дома жене в отдельные дни, либо на случай пока машина в сервисе, мне более чем хватит мотоцикла.

    Отдельно стоит упомянуть вопрос топлива. Оно тоже очень дорогое (более 6 шекей за литр, т.е. более 100 рублей на русские деньги или почти $2 за один литр бензина или дизеля). Если выбранная мной машина потребляет чуть менее 10л/100км, то мотоцикл чуть более 3л/100км.