Цитата из статьи про город: Чухлома сегодня - это уютный, очень зеленый городок, своеобразие которому придает рельеф и расположение на берегу озера с сочной зеленью, спускающейся прямо к воде.


Про данный сайт

Данный сайт и фирма в г.Чухлома по строительству деревянных домов функционируют. Вы можете позвонить +7-495-984-67-99 или написать e-mail на адрес SRUB@CHUHLOMA.RU. Если же интересно почитать об истории одного из участников проекта (ниже), то и таких материалов на сайте много. Если планируете туристическую поездку в Израиль, то рекомендую посетить данный сайт www.israwild.ru (а то, что ниже - больше применительно к случаю длительного переезда).

Про образование в Израиле

Сам ехал в Израиль с мыслями, что образование в России портится на глазах (в 2017 году), а в Израиле должно быть не таким уж и плохим, т.к. сама культура предполагает важность и необходимость качественного образования..

Долго откладывал написание этой заметки, т.к. столкнувшись с некоторыми особенностями местного образования, мне казалось, что я не вправе как-либо комментировать их, пока не будет полного охвата. Спустя два года, уже и с младшей школой освоились и со средней и в старшей один ребёнок поучился и теперь старшая начала учиться в университете и, поэтому, уже можно сказать несколько слов, будучи уверенным, что это не пустые субъективные рассуждения, а реальный многосторонний опыт каким бы он ни был (в чём-то хороший, в чём-то отрицательный).

Базовую (официальную) информацию о школьном образовании можно почитать в этой брошюре и в данной статье. Если читать между строк, то видно, что льготы на детей репатриантов в виде денежной помощи предоставляются школе, а школа эти деньги расходует некоторым образом по своему усмотрению (например, на индивидуальные занятия с ребёнком в школе Ивритом, чтобы хотя бы два раза в неделю обучать его Ивриту). На практике, из-за чудовищной бюрократии, моим детям подобные занятия в полной мере смогли обеспечить в школе только к концу первого учебного года, хотя мы, как родители, видели, что школа вела борьбу за предоставление некоторого дополнительного денежного спонсирования с первых дней, как наши дети пошли в школу. Про индекс качества школы и попытки учителей бороться с этим заметка.

Оно хорошее и какие есть проблемы?

Мне всегда немножко страшно ругать что-либо в Израиле, т.к. сразу за это могут тебя объявить неправильным человеком, который видит только плохое. Поэтому в рамках рефлексии после каждого критического замечания я ищу "есть ли суждения единомышленников, которые глубже разбираются в проблемах Израиля, чем я". В данной заметке я, в целом, ругаю систему школьного образования, говоря, что уровень учителей высокий и хорошее образование получить можно (высокий уровень в ведущих университетах страны). Обнаружил, что со стороны религиозных школ картира мира выглядит схоже с моим восприятием: "Практически распалась система государственно-религиозных школ, слившись со светскими по идеологии и качеству (точнее, по отсутствию качества) образования." (источник: Еврейские причины катастрофы европейского еврейства, исраэль дацковский).

В Израиле можно получить хорошее образование, но никто не отменял проблем, которые, в целом, характерны для Израиля во всех сферах:

  • Всё дорого (и даже бесплатная школа, а формально школы бесплатные от 1го и до последнего 12го класса, предполагает расходы около 2 тысяч шекелей в год на ребёнка, что для репатрианта много).
  • Все сроки всегда затягиваются (даже приехав летом, чтобы начать учиться с Сентября, не удивляйтесь, если ребёнок пойдёт в школу в Ноябре, т.к. быстро тут ничего не бывает).
  • Чудовищная бюрократия построенная наполовину на вранье и устаревших сведениях, которые уже неактуальны (например, вам будут рассказывать про какие-то специализированные школы для детей, которые ещё не говорят на Иврите, и месяц-два можно потратить, ожидая пока чиновник с ними пытается связаться и ожидая каких-то инструкций от чиновника, а потом окажется, что все эти школы закрыли 15 лет назад и так старая память чиновника работает). Итого: идти надо в местную (ближайшую к дому школу), вежливо отбиваясь от всех чиновников (вреда от которых может быть больше, чем пользы).
  • Взятки по израильски. В Израиле не берут взятки, но большинство школ не заинтересованы в новых школьниках репатриантов, и если будут ставить неформальные дополнительные условия к поступлению, придётся с этим мириться. В моём случае таким условием был частный репетитор, который друг директора школа, и стоить будет раза в полтора дороже рыночной цены (около 150 шекелей за одно часовое занятие).
  • Багрут. Если где-то до 7-го класса включительно можно ребёнка устроить в школу на общих основаниях и ребёнок втянется и выучит Иврит до первых серьёзных экзаменов (которые в конце 9го класса перед старшими 10-12 классами), то после 7-го большой проблемой будет, что экзамены нельзя сдать на хорошие оценки, пока не знаешь Иврита, а на изучение Иврита даже ребёнком и даже с репетитором и даже на минимальном уровне, чтобы задания тестов на экзамене понимать, надо закладывать минимум года два. И Багрут (в чём-то аналог РФ ЕГЭ) самый большой камень преткновения, т.к. сложный и многогранный экзамен к которому даже местного школьника, который всю жизнь в Израиле, сложно подготовить (сдают его с первого раза не более 70% школьников), а приехавшему из другой страны школьнику, даже если по возрасту должен идти в 11ый или в 12ый местный класс, придётся идти в 10ый (первый класс старшей школы здесь) и пахать как лошадь и в части изучения Иврита и в части погружения в особенности местного образования, которое в рамках школы во многом ориентировано не столько на понимание, а "на заучивания" шаблонных задач, и надо привыкать и вникать в это как если с нуля (если ребёнок приехал из качественной школы, например, из какого-либо лицея Москвы, то местную старшую школы просто может отвергнуть, как что-то неадекватное, где детский сад и много более простого, но запутанного материала, "на заучивание" - здесь надо отметить, что автор этих строк сам когда-то учился, будучи ребёнком, в средних классах школы в США и знает о чём говорит, т.е. "заучивание" не в том смысле, что без понимания, а втом смысле, что задачи простые, но их много и они однотипные, и сформулированы они плохо и часто не логично и хорошо если без ошибок, что через понимание их решать невозможно или, скорее, надо двойное понимание "правильного" и в чём "отклонение задач от правильного", но если решить большое количество таких простых задач по учебнику, то с некоторого момента даже без понимания сути (которую никто объяснять не будет) сможешь выдавать правильный ответ на автомате, т.к. более половины из различных типов задач путём такого "заучивания" будут после этого решаться на автомате, что нужный один правильных из 4х предложенных ответов сам в глаза будет часто бросаться даже без надобности формального решения задачи, а в Израиле к этой американской "тупой" системе на "угадывание" надо ещё прибавить необходимость уметь прочитать задачу на Иврите, где с терминологией быстрее, чем за года два, не разбирётся даже ребёнок, который с этим в два раза быстрее взрослых осваивается - поэтому, общая моя рекомендация, что если ребёнок старше местного 8го класса, то каким-либо образом доучиться в школе страны исходы, получив аттестат там, даже если придётся дистанционно или ещё как-то учиться, а потом сразу поступать в местный Университет (придётся на подготовительный курс, т.к. сразу на первый не возьмут), где уже учат и пониманию и объясняют и более качественное образование, чем в местных школах).
  • Военщина и дедовщина. Хотя и говорят, что этого в Израиле как бы нет, а на самом деле очень даже есть и проявляется со школы. Детей могут проверять на прочность, что из России приехали, обзывая и исключая из общения за это (травить). Что самое ужасное, что травля может быть не только со стороны детей, но и со стороны администрации школы (в меньшей степени со стороны учителей). Для сына, например, проявлялось в 7ом классе (он начал учиться с 7го без потери класса), что в Апреле в школе авторитетно заявили, что ваш сын "даун" (т.к. за 7 месяцев в стране не начал свободно говорить на Иврите) и надо бы поискать медицинские отклонения у него (за ваш счёт, т.е. предполагалось, что родители должны бегать по врачам и платить большие деньги для поиска несуществующих отклонений), но, в любом случае, оставляем на второй год. Повезло с родителями (которые не пошли на поводу у школы и сказали "никаких отклонений нет, мальчик способный, и участвовать в ваших выкрутасах не будем, сами выкручивайтесь, как считаете лучше" и повезло с учителями: один из учителей, который говорил на русском, пообщавшись с сыном, сообщил в администрацию, что мальчик знает его предмет на уровне данного класса, и достаточно помочь с переводом заданий тестов, чтобы год окончил на хорошие оценки и перешёл в следующий класс (в итоге сына отправили на дополнительные платные занятия, которые с середины Июня по середину Июля, после которых сын на 100 баллов из 100 сдал этот предмет и сдал на хорошие баллы и другие предметы, и без проблем перевели в следующий класс, а на следующий год сын смог в рядовом порядке со всеми сдать нужные предметы в Мае где-то на 80 баллов, что дополнительные платные обязательные курсы при школе не понадобились). Другой пример травли в школе, что за опоздания на 5 минут заносят что-то в личное дело ребёнка, и если таких опозданий по 5 минут накапливается какое-то количество, то из школы натравливают на семью социальную службу (начинают ходить домой, что-то проверяя, впрочем, к нам лишь один раз приходили на излёте второго года, т.е., учитывая местную скорость реакции на что-либо, сложности у детей были в первом году, а дошли ко второму), и другие дикости, которые современному человеку, приехавшему из России, понять сложно, а скорее попахивает временами СССР (говоря про наказания за опоздания на 5 минут, а одним из таких, помимо социальной службы, является неуд. оценка в конце года по поведениюи или ещё какому-то подобному предмету, сын, впрочем, научился обходить контроль на центральном входе в школу, где ловят опоздавших, входя в школу через двор через эвакуационную дверь, которая, по идее, в нормальной ситуации должна быть заперта и только на выход, т.к. позволяет незаметно проникнуть в школу с задней стороны, где не видно, но в силу местного разгильдяйства почему-то была всегда открыта в обе стороны).
  • Лень и безынициативность со стороны всех работников школы. В большинстве случаев, ребёнок просто ходит в школу и может там ничего не делать и это никого не интересует. В конце учебного года будут тесты и на них выясняется, что ребёнок не может хорошо их написать (тогда в школе начинают суетиться, думая, как сделать так, чтобы написал хотя бы на средние балы, т.к. если таких в школе много, то школа не сможет отчитаться о хорошей успеваемости, а финансирование школы зависит и от количества учеников и от суммарной их успеваемости).
  • Психологические и другие социальные службы (например, специальные классы в школе) не адекватные. С одной стороны, от общения с ними лучше не отказываться (чтобы родителей не записали в неадекватных, которые не идут на контакт), а, с другой стороны, всеми возможными способами лучше избегать контактов с ними. В нашем случае, в силу того, что все сроки здесь затягиваются неимоверно, обещанное в конце первого года психологическое тестирование по факту состоялось в конце второго года, когда дети уже адаптировались и почти свободно говорили на Иврите, и психологи (а тут всё серьёзно и из школы направляют в стороннюю независимую организацию и нашли русскоговорящего психолога там) не стали придераться к незначительным моментам, а, на фоне общего хорошего уровня детей, честно сказали, что ребёнок более продвинутый, чем многие одноклассники, а психоэмоциональное состояние приемлимое и коррекция возможна в рамках семьи и обычного основного класса в школе, и после этого забыли про нас.
  • То что я описываю - это про хорошие школы в городе, где рейтинг школ максимальный (живём в маленьком городе, который самостоятельная административная единица, где школы считаются лучше, чем лучшие в Иерусалиме). Нельзя селиться в городах или в районах, где рейтинг школ низкий (т.к. детей до старшей школы, т.е. до средней включительно, отправляют принудительно учиться в ближайшую школу, которая ближайшая к месту проживания, т.е. попасть в другую школу невозможно). Т.е. если поселиться в плохом районе, то на всё описываемое сверху будут накладываться проблемы с одноклассниками (хулигалы и драки и наркотики и очень низкий уровень образования учителей, т.к. более опытные и образованные учителя предпочитают преподавать в школах из хороших районов, где более комфортная обстановка в школе, т.е. в моём случае неадекватность администрации упомянутой школы хотя бы компенсировалась высоким уровнем учителей, а если ещё и учителя сами необразованные, то ребёнок естественным образом может уйти в наркоманию или просто в депрессию даже и без наркотиков, а наркотиков здесь хватает, т.к. оборот наркотиков почти свободный и это не считается запретным плодом).
  • Есть специализированные школы или классы для одарённых детей при школах (в том числе, систем ОРТ или МОФЕТ), но в них сложно попасть. Дети репатриантов, как правило, не попадают. Чтобы попасть в эти школы, надо уже, примерно, с 6-го класса начинать ходить на дополнительные подготовительные вечерние занятия для поступления в них.
  • Если система школьного образования в Израиле ниже принтуса, что хорошо обосновывается в данном интервью, где местный житель и еврей и один из старых репатриантов обосновывает, что из израильской системы образования выдавливаются качественные кадры (даже современная порушенная в РФ система школьного образования продолжает во многом выигрывать у местной), то местные университеты, словно по контрасту, дают серьёзные возможности (и лучшие местные не уступают лучшим российским, но, тем не менее, сильно не дотягивают до лучших мировых, а отличаются местные университеты от РФ тем, что система образования больше похоже на американскую в них, чем на советскую). Есть одно но: местные университеты на 100% для всех платные и пусть вам не пугают от 12 до 35 тысяч шекелей в год за университет (а для иностранцев ещё дороже и может доходить до 50 и до 70 тысяч в год, т.е. 12-35 тысяч цена для детей с гражданством или с видом на жительство, но надо добавить, что если ребёнок репатриант и ещё менее трёх лет в стране и уже с гражданством, то велика вероятность, что удастся выбить финансирование обучения у "управления студентов" и у "министерства алии и интеграции" для Мехины и для обучения в университете после Мехины (но льготы не распространяются на тех детей у кого нет гражданства даже если это дети репатриантов). Со школой немножко проще с финансовой точки зрения, т.к. школа финансируется автоматически всем и ничего выбивать для обучения любого ребёнка в школе, кроме выбивания возможности поступления в школу, больше не надо) Поясню, что от 12 до 20 тысяч в год стоит обучение на всех курсах большинства факультетов университетов (начиная с 1 курса и цена одинаковая и для местных и для приезжих в случае если у приехавшего есть гражданство или вид на жительство или временный вид на жительство), а 35 тысяч может стоить дополнительная обязательная годовая программа (такая как Мехина) переподготовки после зарубежного школьного аттестата к обучению на 1ом курсе местного университета - только, если решите поступать на Мехину, помимо стоимости до 35 тысяч в год, надо ещё заранее учить Иврит до поступления на Мехину, т.к. учиться на Мехине можно с уровнем Иврита бэт, а летний (двухмесячный) ульпан перед поступлением на Мехину не позволяет выучить уровень Алеф с нуля, а скорее позволяет восстановить навыки Алеф после того как уже где-то раньше на уровень Алеф изучали.
    Ещё один ньюанс связанный с Мехиной, что до поступления на неё нужен хороший уровень английского (уровень спец-школы английской в РФ, а не рядовой учил с репетитором или обычной хорошей школы). Если нет подобных хороших знаний Иврита или Английского до поступления на Мехину, то вероятность "завались" вступительный экзамен по языкам на Мехину около 80% (т.е. всё-таки 20% потенциальных студентов вытягивают Иврит на Алеф и английский на минимально необходимом уровне даже без подобной супер подготовки до поступления). Открытый для меня вопрос, конечно, что Мехина, как думает любой белый человек, должна за год готовить со среднего уровня до высокго или с низкого до среднего именно по языкам, а по факту предполагается, что на Мехину поступают те кто уже готов в достаточной степени.
    Про ведущий местный университет мне полностью отучившийся в нём человек (репатриант из России) говорил так: здесь система американская (надо уметь соображать, выбрав один из 4рёх правильных ответов в задание), а в России была немецкая (где надо было много запомнить и вспомнить нужное на экзамене или зачёте). На практике, у меня ребёнок, приехав после России с плохим уровнем математики (например, на ЕГЭ было 65 или 75 былов, а точнее не знаю), при поступление в Университет математику вступительную написал на достаточно хороший бал, чтобы попасть в среднюю (даже не в слабую) группу, т.е. с трудом, но прошёл на направление точных наук (куда берут не всех, а только у кого хороший уровень после школы по математике), но ребёнок старался и готовился хотя бы чуть-чуть (где-то треть от задач тренировочных дома прорешал перед этим экзаменом, и, действительно, вступительный этот экзамен был по американской системе где можно ничего не помнить, но надо уметь быстро угадать лучший из 4х вариантов ответа).
  • Распространённые истории, что родители приезжают по программе в Кибуц, и, находясь далеко от крупных городов и центра страны, вынуждены своих детей отдавать в Пнимию (т.е. в школы интернат), т.к. подходящих школ рядом с Кибуцем нет. Шаг весьма рискованный: и родители теряют навыки (профессию), которыми обладали в стране исхода, учась доить коров или сажать картошку или работать на заводе при Кибуце, и ребёнок попадает как если в тюрьму, т.к. уровень большинства местных интернатов не сильно лучше, чем уровень рядовых школ-интернатов в России (и даже если в местной Пнимии есть и классы обычные и интернат одновременно, то может оказаться, что несколько параллельных классов и дети из Пнимии участся в классах, где уровень сильно ниже, чем уровень в классах обычных, которые не интернатовские). Крайний пример: бывали случаи когда дети гибли в Пнимии от передоза (наркотиков или алкоголя).
  • Не смотря на всё описываемое, если не допускать ошибок и попасть в хорошую школу с хорошими учителями, ребёнок сможет получить неплохое школьное образование (не хуже, чем в среднем по миру, но и не лучше, чем в среднем по Москве или чем среднее в любой другой столице мира). Однако, кто давно живут в Израиле, добавляют, что, начиная со средних классов школы, желательно платить не только за репетитора по Ивриту, но ещё и за репетитора по математике и отдельных другим предметам (пока ещё не изучил данный вопрос в достаточной степени по каким из предметов наиболее важно, но, видимо, по тем предметам, где плохие оценки по результатам года в школе).
    Точно могу сказать, что репетитор нужен не только детям в средней или старшей школе, но и в младшей: у меня младший ребёнок пошёл в первый класс и за два года научился техническому чтению и простым отдельным словам, чтобы на перемене играть с другими детьми, но на уроках материал не воспринимает в достаточной степени (поэтому вначале 3го класса родителей вызвали в школу и попросили срочно нанять платного репетитора).
  • Отдельно хотел бы добавить, что в первые пол года в Израиле все дети в моей семье продолжали учиться удалённо в школах страны исхода и одновременно родители "заставляли" (помогали) заниматься по учебникам на русском языке. То есть, пока ещё дети совсем ничего не понимали в местной школе, продолжали хотя бы в таком режиме продолжать учиться в старой школе. Возможно, это сыграло определённую роль в том, что, несмотря на все старания в местных школах выкурить нас обратно в страну исхода (особенно ярко проявлялось со старшим ребёнком о чём когда-нибудь напишу отдельную заметку), все дети через год-другой в Израиле сумели прижиться (но не благодаря, а вопреки, т.е. от каждого из детей стало необходимым смириться со странностями местного менталитета и приспособиться к нему, включая умение пропускать мимо ушей выпадки со стороны администрации и психологов школ в духе: "смирно, слушаться сюда, мы не для того тут место просиживаем, чтобы помогать вам, поэтому не мешать нам работать и ходить в школу чётко строем и тихо, а шаг влево вправо - это растрел, и вы вообще кто такие понаехавшие вам бы обратно уехать было бы неплохо, а если мнение свое есть, то значит возобнили о себе и решили что вы выше еврейского народа и сейчас расследует кто надо какие террористы ваши родители, а детей всех посадим в детдом нам тогда работы меньше будет, а то 30 человек в классе и вы тут 31ый понаехали, вы чего ещё не поняли? Молчать! В тряпочку молчать! Делать что приказано! Какие обсуждения? Чем недовольны? В нашей стране нет недовольных, а все недовольные возвращаются в страну исхода в первый же год, а вы вообще ошибка Израиля, что здесь оказались, но я лично попробую помочь исправить эту ошибку. Что, вы ещё не уехали, и зачем-то продолжаете ходить в школу? Ну, тогда, будет вам: все, кто не знают Иврита на уровне лингвиста с 30-летнем стажем, им не место здесь и плевать нам сколько месяцев и плевать, что ребёнок не виноват, пусть и ребёнок, но раз приехали, то должен был ребёнок лет за пять до приезда активно изучать Иврит, а раз не изучал, виноваты родители и вон все отсюда, вообще это ошибка что государство до сих пор принимает репатриантов" -- (это я образно и сильно утрируя описал отношение в Израиле к репатриантам и если ко взрослым подобное вслух произносить никто не будет - можно иск в суд за такие высказывания получить - то по отношению к детям в школе это выливается по полной программе, т.к. в школе много плохо образованных людей в этой же школе из предыдущего поколения, которые просто не понимают неадекватность и подсудность своего данного отношения и круг замкнулся).

    А школы что и как в них выжить?

    Забыл сказать, что в школу ребёнок должен ходить с 1го класса по 12ый включительно пока находится на территории Израиля. В принципе, после 16 лет контроль со стороны социальных служб ослабевает и могут и закрыть глаза, если ребёнок не ходит в школу после 16 лет (хотя формально до 17 включительно должен). Про обучение на дому можно забыть, т.к. его как бы нет (оно есть, но в случае попытки перехода на него начнут драть три шкуры все возможные службы, перекладывая ответственность за всё на родителей, лишая возможности вернуться в школу, т.е. слышал, что с момента оформления домашнего обучения любого финансирования и помощи ребёнка лишают навсегда, хотя может это просто слухи).

    Говорят ещё, что одна из причин сложных и уже критических проблем школьного образования, что каждые пол года в Израиле новый министр образования, который декларирует необходимость реформ, но ничего не делает, одновременно усложняя то, что уже есть (добавляя чуть-чуть больше бюрократии школам, чем было раньше, но не решая проблем).

    Полезно для прочтения (полезные советы как выжить в школе).
    Выше была полезная ссылка для прочтения, которая написана мамой ребёнка, учащегося в Израиле, а теперь ниже ссылка, которая написана критиком:
    длинная статья, спорная по многим моментам, в чём-то ангажированная (что преподносится картинка ещё хуже, чем есть на самом деле).
    Прочитал полностью: статья последовательно доказывает, что система школьного образования в Израиле находится в критическом состояние.
    В статье много интересных фактов, которые я не пытался проверять, например:
    "Учитель с десятилетним стажем и первой академической степенью бакалавра получает (до вычета налогов) 9500 шек, начинающий - около 6-ти тыс. шек.".
    или "29% общих расходов на образование покрывают родители." или (это уже из комментария к статье):
    "Положение израильского школьного образования таково,что надо принимать немедленные действия для исправления ошибок а.Подготовка учителя,у многих первая ступень,т.е. учительский техникум. б. Государственная помощь,бюджет на образование увеличить в разы. в.Укрепление школьной, дисциплины. г.Укрепление авторитета учителя.Я старый учитель,педстаж 34 года.".