Цитата из статьи про город: Чухлома сегодня - это уютный, очень зеленый городок, своеобразие которому придает рельеф и расположение на берегу озера с сочной зеленью, спускающейся прямо к воде.


Про данный сайт

Данный сайт и фирма в г.Чухлома по строительству деревянных домов функционируют. Вы можете позвонить +7-495-984-67-99 или написать e-mail на адрес SRUB@CHUHLOMA.RU. Если же интересно почитать об истории одного из участников проекта (ниже), то и таких материалов на сайте много.

Про образование в Израиле

Сам ехал в Израиль с мыслями, что образование в России портится на глазах (в 2017 году), а в Израиле должно быть не таким уж и плохим, т.к. сама культура предполагает важность и необходимость качественного образования..

Долго откладывал написание этой заметки, т.к. столкнувшись с некоторыми особенностями местного образования, мне казалось, что я не вправе как-либо комментировать их, пока не будет полного охвата. Спустя два года, уже и с младшей школой освоились и со средней и в старшей один ребёнок поучился и теперь старшая начала учиться в университете и, поэтому, уже можно сказать несколько слов, будучи уверенным, что это не пустые субъективные рассуждения, а реальный многосторонний опыт каким бы он ни был (в чём-то хороший, в чём-то отрицательный).

Базовую (официальную) информацию о школьном образовании можно почитать в этой брошюре и в данной статье. Если читать между строк, то видно, что льготы на детей репатриантов в виде денежной помощи предоставляются школе, а школа эти деньги расходует некоторым образом по своему усмотрению (например, на индивидуальные занятия с ребёнком в школе Ивритом, чтобы хотя бы два раза в неделю обучать его Ивриту). На практике, из-за чудовищной бюрократии, моим детям подобные занятия в полной мере смогли обеспечить в школе только к концу первого учебного года, хотя мы, как родители, видели, что школа вела борьбу за предоставление некоторого дополнительного денежного спонсирования с первых дней, как наши дети пошли в школу. Про индекс качества школы и попытки учителей бороться с этим заметка.

Оно хорошее и какие есть проблемы?

Мне всегда немножко страшно ругать что-либо в Израиле, т.к. сразу за это могут тебя объявить неправильным человеком, который видит только плохое. Поэтому в рамках рефлексии после каждого критического замечания я ищу "есть ли суждения единомышленников, которые глубже разбираются в проблемах Израиля, чем я". В данной заметке я, в целом, ругаю систему школьного образования, говоря, что уровень учителей высокий и хорошее образование получить можно (высокий уровень в ведущих университетах страны). Обнаружил, что со стороны религиозных школ картира мира выглядит схоже с моим восприятием: "Практически распалась система государственно-религиозных школ, слившись со светскими по идеологии и качеству (точнее, по отсутствию качества) образования." (источник: Еврейские причины катастрофы европейского еврейства, исраэль дацковский).

В Израиле можно получить хорошее образование, но никто не отменял проблем, которые, в целом, характерны для Израиля во всех сферах:

  • Всё дорого (и даже бесплатная школа, а формально школы бесплатные от 1го и до последнего 12го класса, предполагает расходы около 2 тысяч шекелей в год на ребёнка, что для репатрианта много).
  • Все сроки всегда затягиваются (даже приехав летом, чтобы начать учиться с Сентября, не удивляйтесь, если ребёнок пойдёт в школу в Ноябре, т.к. быстро тут ничего не бывает).
  • Чудовищная бюрократия построенная наполовину на вранье и устаревших сведениях, которые уже неактуальны (например, вам будут рассказывать про какие-то специализированные школы для детей, которые ещё не говорят на Иврите, и месяц-два можно потратить, ожидая пока чиновник с ними пытается связаться и ожидая каких-то инструкций от чиновника, а потом окажется, что все эти школы закрыли 15 лет назад и так старая память чиновника работает). Итого: идти надо в местную (ближайшую к дому школу), вежливо отбиваясь от всех чиновников (вреда от которых может быть больше, чем пользы).
  • Взятки по израильски. В Израиле не берут взятки, но большинство школ не заинтересованы в новых школьниках репатриантов, и если будут ставить неформальные дополнительные условия к поступлению, придётся с этим мириться. В моём случае таким условием был частный репетитор, который друг директора школа, и стоить будет раза в полтора дороже рыночной цены (около 150 шекелей за одно часовое занятие).
  • Багрут. Если где-то до 7-го класса включительно можно ребёнка устроить в школу на общих основаниях и ребёнок втянется и выучит Иврит до первых серьёзных экзаменов (которые в конце 9го класса перед старшими 10-12 классами), то после 7-го большой проблемой будет, что экзамены нельзя сдать на хорошие оценки, пока не знаешь Иврита, а на изучение Иврита даже ребёнком и даже с репетитором и даже на минимальном уровне, чтобы задания тестов на экзамене понимать, надо закладывать минимум года два. И Багрут (в чём-то аналог РФ ЕГЭ) самый большой камень преткновения, т.к. сложный и многогранный экзамен к которому даже местного школьника, который всю жизнь в Израиле, сложно подготовить (сдают его с первого раза не более 70% школьников), а приехавшему из другой страны школьнику, даже если по возрасту должен идти в 11ый или в 12ый местный класс, придётся идти в 10ый (первый класс старшей школы здесь) и пахать как лошадь и в части изучения Иврита и в части погружения в особенности местного образования, которое в рамках школы во многом ориентировано не столько на понимание, а на заучивания шаблонных задач, и надо привыкать и вникать в это как если с нуля (если ребёнок приехал из качественной школы, например, из какого-либо лицея Москвы, то местную старшую школы просто может отвергнуть, как что-то неадекватное, где детский сад и много более простого, но запутанного материала, на заучивание, поэтому, общая моя рекомендация, что если ребёнок старше местного 8го класса, то каким-либо образом доучиться в школе страны исходы, получив аттестат там, даже если придётся дистанционно или ещё как-то учиться, а потом сразу поступать в местный Университет (придётся на подготовительный курс, т.к. сразу на первый не возьмут), где уже учат и пониманию и объясняют и более качественное образование, чем в местных школах).
  • Военщина и дедовщина. Хотя и говорят, что этого в Израиле как бы нет, а на самом деле очень даже есть и проявляется со школы. Детей могут проверять на прочность, что из России приехали, обзывая и исключая из общения за это (травить). Что самое ужасное, что травля может быть не только со стороны детей, но и со стороны администрации школы (в меньшей степени со стороны учителей). Для сына, например, проявлялось в 7ом классе (он начал учиться с 7го без потери класса), что в Апреле в школе авторитетно заявили, что ваш сын "даун" (т.к. за 7 месяцев в стране не начал свободно говорить на Иврите) и надо бы поискать медицинские отклонения у него (за ваш счёт, т.е. предполагалось, что родители должны бегать по врачам и платить большие деньги для поиска несуществующих отклонений), но, в любом случае, оставляем на второй год. Повезло с родителями (которые не пошли на поводу у школы и сказали "никаких отклонений нет, мальчик способный, и участвовать в ваших выкрутасах не будем, сами выкручивайтесь, как считаете лучше" и повезло с учителями: один из учителей, который говорил на русском, пообщавшись с сыном, сообщил в администрацию, что мальчик знает его предмет на уровне данного класса, и достаточно помочь с переводом заданий тестов, чтобы год окончил на хорошие оценки и перешёл в следующий класс (в итоге сына отправили на дополнительные платные занятия, которые с середины Июня по середину Июля, после которых сын на 100 баллов из 100 сдал этот предмет и сдал на хорошие баллы и другие предметы, и без проблем перевели в следующий класс, а на следующий год сын смог в рядовом порядке со всеми сдать нужные предметы в Мае где-то на 80 баллов, что дополнительные платные обязательные курсы при школе не понадобились). Другой пример травли в школе, что за опоздания на 5 минут заносят что-то в личное дело ребёнка, и если таких опозданий по 5 минут накапливается какое-то количество, то из школы натравливают на семью социальную службу (начинают ходить домой, что-то проверяя, впрочем, к нам лишь один раз приходили на излёте второго года, т.е., учитывая местную скорость реакции на что-либо, сложности у детей были в первом году, а дошли ко второму), и другие дикости, которые современному человеку, приехавшему из России, понять сложно, а скорее попахивает временами СССР (говоря про наказания за опоздания на 5 минут, а одним из таких, помимо социальной службы, является неуд. оценка в конце года по поведениюи или ещё какому-то подобному предмету, сын, впрочем, научился обходить контроль на центральном входе в школу, где ловят опоздавших, входя в школу через двор через эвакуационную дверь, которая, по идее, в нормальной ситуации должна быть заперта и только на выход, т.к. позволяет незаметно проникнуть в школу с задней стороны, где не видно, но в силу местного разгильдяйства почему-то была всегда открыта в обе стороны).
  • Лень и безынициативность со стороны всех работников школы. В большинстве случаев, ребёнок просто ходит в школу и может там ничего не делать и это никого не интересует. В конце учебного года будут тесты и на них выясняется, что ребёнок не может хорошо их написать (тогда в школе начинают суетиться, думая, как сделать так, чтобы написал хотя бы на средние балы, т.к. если таких в школе много, то школа не сможет отчитаться о хорошей успеваемости, а финансирование школы зависит и от количества учеников и от суммарной их успеваемости).
  • Психологические и другие социальные службы (например, специальные классы в школе) не адекватные. С одной стороны, от общения с ними лучше не отказываться (чтобы родителей не записали в неадекватных, которые не идут на контакт), а, с другой стороны, всеми возможными способами лучше избегать контактов с ними. В нашем случае, в силу того, что все сроки здесь затягиваются неимоверно, обещанное в конце первого года психологическое тестирование по факту состоялось в конце второго года, когда дети уже адаптировались и почти свободно говорили на Иврите, и психологи (а тут всё серьёзно и из школы направляют в стороннюю независимую организацию и нашли русскоговорящего психолога там) не стали придераться к незначительным моментам, а, на фоне общего хорошего уровня детей, честно сказали, что ребёнок более продвинутый, чем многие одноклассники, а психоэмоциональное состояние приемлимое и коррекция возможна в рамках семьи и обычного основного класса в школе, и после этого забыли про нас.
  • То что я описываю - это про хорошие школы в городе, где рейтинг школ максимальный (живём в маленьком городе, который самостоятельная административная единица, где школы считаются лучше, чем лучшие в Иерусалиме). Нельзя селиться в городах или в районах, где рейтинг школ низкий (т.к. детей до старшей школы, т.е. до средней включительно, отправляют принудительно учиться в ближайшую школу, которая ближайшая к месту проживания, т.е. попасть в другую школу невозможно). Т.е. если поселиться в плохом районе, то на всё описываемое сверху будут накладываться проблемы с одноклассниками (хулигалы и драки и наркотики и очень низкий уровень образования учителей, т.к. более опытные и образованные учителя предпочитают преподавать в школах из хороших районов, где более комфортная обстановка в школе, т.е. в моём случае неадекватность администрации упомянутой школы хотя бы компенсировалась высоким уровнем учителей, а если ещё и учителя сами необразованные, то ребёнок естественным образом может уйти в наркоманию или просто в депрессию даже и без наркотиков, а наркотиков здесь хватает, т.к. оборот наркотиков почти свободный и это не считается запретным плодом).
  • Есть специализированные школы или классы для одарённых детей при школах (в том числе, систем ОРТ или МОФЕТ), но в них сложно попасть. Дети репатриантов, как правило, не попадают. Чтобы попасть в эти школы, надо уже, примерно, с 6-го класса начинать ходить на дополнительные подготовительные вечерние занятия для поступления в них.
  • Если система школьного образования в Израиле ниже принтуса, что хорошо обосновывается в данном интервью, где местный житель и еврей и один из старых репатриантов обосновывает, что из израильской системы образования выдавливаются качественные кадры (даже современная порушенная в РФ система школьного образования продолжает во многом выигрывать у местной), то местные университеты, словно по контрасту, дают серьёзные возможности (и лучшие местные не уступают лучшим российским, но, тем не менее, сильно не дотягивают до лучших мировых, а отличаются местные университеты от РФ тем, что система образования больше похоже на американскую в них, чем на советскую). Есть одно но: местные университеты на 100% для всех платные и пусть вам не пугают от 12 до 35 тысяч шекелей в год за университет (а для иностранцев ещё дороже и может доходить до 50 и до 70 тысяч в год, т.е. 12-35 тысяч цена для детей с гражданством или с видом на жительство, но надо добавить, что если ребёнок репатриант и ещё менее трёх лет в стране и уже с гражданством, то велика вероятность, что удастся выбить финансирование обучения у управления студентов и у министерства алии и интеграции для Мехины, если нужна, и в университете после Мехины, тогда как школа финансируется автоматически всем и ничего выбивать для обучения любого ребёнка в школе, кроме выбивания возможности поступления в школу, больше не надо). Поясню, что от 12 до 20 тысяч в год стоит обучение на всех курсах большинства факультетов университетов (начиная с 1 курса и цена одинаковая и для местных и для приезжих в случае если у приехавшего есть гражданство или вид на жительство или временный вид на жительство), а 35 тысяч может стоить дополнительная обязательная годовая программа (такая как Мехина) переподготовки после зарубежного школьного аттестата к обучению на 1ом курсе местного университета.
  • Распространённые истории, что родители приезжают по программе в Кибуц, и, находясь далеко от крупных городов и центра страны, вынуждены своих детей отдавать в Пнимию (т.е. в школы интернат), т.к. подходящих школ рядом с Кибуцем нет. Шаг весьма рискованный: и родители теряют навыки (профессию), которыми обладали в стране исхода, учась доить коров или сажать картошку или работать на заводе при Кибуце, и ребёнок попадает как если в тюрьму, т.к. уровень большинства местных интернатов не сильно лучше, чем уровень рядовых школ-интернатов в России (и даже если в местной Пнимии есть и классы обычные и интернат одновременно, то может оказаться, что несколько параллельных классов и дети из Пнимии участся в классах, где уровень сильно ниже, чем уровень в классах обычных, которые не интернатовские). Крайний пример: бывали случаи когда дети гибли в Пнимии от передоза (наркотиков или алкоголя).
  • Не смотря на всё описываемое, если не допускать ошибок и попасть в хорошую школу с хорошими учителями, ребёнок сможет получить неплохое школьное образование (не хуже, чем в среднем по миру, но и не лучше, чем в среднем по Москве или чем среднее в любой другой столице мира). Однако, кто давно живут в Израиле, добавляют, что, начиная со средних классов школы, желательно платить не только за репетитора по Ивриту, но ещё и за репетитора по математике и отдельных другим предметам (пока ещё не изучил данный вопрос в достаточной степени по каким из предметов наиболее важно, но, видимо, по тем предметам, где плохие оценки по результатам года в школе).

    А школы что и как в них выжить?

    Забыл сказать, что в школу ребёнок должен ходить с 1го класса по 12ый включительно пока находится на территории Израиля. В принципе, после 16 лет контроль со стороны социальных служб ослабевает и могут и закрыть глаза, если ребёнок не ходит в школу после 16 лет (хотя формально до 17 включительно должен). Про обучение на дому можно забыть, т.к. его как бы нет (оно есть, но в случае попытки перехода на него начнут драть три шкуры все возможные службы, перекладывая ответственность за всё на родителей, лишая возможности вернуться в школу, т.е. слышал, что с момента оформления домашнего обучения любого финансирования и помощи ребёнка лишают навсегда, хотя может это просто слухи).

    Говорят ещё, что одна из причин сложных и уже критических проблем школьного образования, что каждые пол года в Израиле новый министр образования, который декларирует необходимость реформ, но ничего не делает, одновременно усложняя то, что уже есть (добавляя чуть-чуть больше бюрократии школам, чем было раньше, но не решая проблем).

    Полезно для прочтения (полезные советы как выжить в школе).
    длинная статья, спорная по многим моментам, в чём-то ангажированная (что преподносится картинка ещё хуже, чем есть на самом деле).
    Прочитал полностью: статья последовательно доказывает, что система школьного образования в Израиле находится в критическом состояние.
    В статье много интересных фактов, которые я не пытался проверять, например:
    "Учитель с десятилетним стажем и первой академической степенью бакалавра получает (до вычета налогов) 9500 шек, начинающий - около 6-ти тыс. шек.".
    или "29% общих расходов на образование покрывают родители." или (это уже из комментария к статье):
    "Положение израильского школьного образования таково,что надо принимать немедленные действия для исправления ошибок а.Подготовка учителя,у многих первая ступень,т.е. учительский техникум. б. Государственная помощь,бюджет на образование увеличить в разы. в.Укрепление школьной, дисциплины. г.Укрепление авторитета учителя.Я старый учитель,педстаж 34 года.".